Педагогика сотрудничества 04.02.2025

система методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности

Основные положения педагогики сотрудничества: отношение к обучению как к творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её достижении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор; самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся); свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения школьниками учебного материала); интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний); коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика); творческое самоуправление учащихся; личностный подход к воспитанию; сотрудничество учителей; сотрудничество с родителями.

Цель педагогики сотрудничества - сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели.

Задачи педагогики сотрудничества:

Педагоги—новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

Основные идеи педагогики сотрудничества:

  • обучение ребёнка в зоне ближайшего развития
  • учение без принуждения
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
  • идея опережения
  • идея крупных блоков
  • идея свободы выбора
  • идея диалогического размышления
  • идея интеллектуального фона класса
  • идея совместной деятельности учителей и учеников
  • идея добровольности в досуговой деятельности

Внедрение технологий сотрудничества в педагогике обладает следующими преимуществами:

  • Формирование у обучающихся тяги к знаниям.
  • Раскрытие творческого потенциала.
  • Подстраивание учебного процесса под интеллектуальные способности каждого.
  • Создание позитивного отношения к обучению.
  • Постоянное углубление и расширение знаний.
  • Совершенствование компетенций педагога.

Но у технологии сотрудничества есть и недостатки. В особенности выделяют следующие минусы:

  • Повышенная нагрузка на учителя.
  • Невозможность «потокового» обучения большого количества студентов.
  • Отсутствие унифицированных методов работы в педагогике сотрудничества.